В 1942-ом году построена и начала действовать воздушная трасса АлСиб между Аляской (США) и СССР. Являлась советской частью авиатрассы по перегонке американских самолётов, которые США поставляли в СССР по договору ленд-лиза. Крылатые машины американцы доставляли на Чукотку, потом советские пилоты гнали бомбардировщики в Красноярск, далее — в Новосибирск, через Татарск и Калачинск в Омск, а затем на фронт. По этому воздушному мосту было переброшено на фронт примерно 10 тысяч самолётов.

Не всем воздушным асам удалось преодолеть этот суровый путь. На советском участке трассы произошло 279 лётных происшествий, из них: 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибло 114 человек. В том числе погибли пять лётчиков на калачинской земле (4 лётчика из одного экипажа, один – из другого).

25 апреля 1943 года в 12:00 московского времени самолет Б-3 за № 13654, пилотируемый экипажем в составе летчика гвардии лейтенанта Ведерникова Николая Романовича, штурмана гвардии лейтенанта Воробьева Степана Георгиевича, стрелка-радиста гвардии старшего сержанта Иванова Ивана Васильевича и механика гвардии старшего сержанта Володарского Семена Александровича, потерпел катастрофу в шести километрах северо-западнее Калачинска. Экипаж летел в составе звена из трёх самолетов под командованием командира 2-й авиационной эскадрильи 48-го гвардейского авиационного полка дальних разведчиков Главного Управления Красной Армии гвардии капитана Львовского с востока на Западный фронт по маршруту Красноярск – Новосибирск — Омск с задачей перегонки самолетов в действующую армию. Самолет Н.Р. Ведерникова шел на высоте 1000-1100 м на скорости 330-340 км в час. По показаниям очевидцев, произошло разрушение стабилизатора, из-за  потери устойчивости и управляемости самолет перешел в штопор, а затем ударился о землю. Произошел взрыв бензобаков, самолет сгорел, экипаж погиб в момент удара. Самолет упал в 6-ти километрах северо-западнее Калачинска.

8 июня 1943 года в 6:00 московского времени в районе посадочной площадки ст. Калачинск Омской области произошла вторая катастрофа — самолета Р-39, пилотируемого летчиком 196-го истребительного авиационного полка 275-й истребительной авиационной дивизии 13 Воздушной Армии Ленинградского фронта сержантом Разумчиком Григорием Петровичем. Из показаний свидетеля следует, что летчик в самолете был один. Он при планировании на посадку аэродрома Калачинск зацепил за земляные бугры, и самолет загорелся. Летчик покинул самолет и в 10-ти метрах упал с обгоревшими лицом и руками. Умер от термического ожога.

ведерников

Лётчик  гвардии лейтенант Н. Р. Ведерников

похороны

Похороны лётчиков.        1943 г.

внучка

Дочь и внучка пилота Н. Ведерникова на могиле летчиков

 

Библиография

  1. Нашла брата благодаря газете «Сибиряк» // Сибиряк. – 2014. – 18 июля. – С. 7.
  2. Обелиск в бурьяне, или засекреченные пилоты // Проталина. – 2009. —  № 1(4). – С. 15-23.
  3. Попкова, Л. Н. Спасибо, калачинцы!. / Л. Н. Попкова // Сибиряк. – 2009. – 29 мая. – С. 4.
  4. Филатова, И. Виновен, потому что сгорел  / И. Филатова // Проталина. -2009. —  № 4(07). – С, 43-53.
  5. Филатова, И. Гибель экипажа / И. Филатова // Сибиряк. – 2008. —  22 окт. – С. 3.
  6. Филатова, И. Гибель экипажа / И. Филатова // Сибиряк. — 2008. – 25 июня. – С 3.
  7. Юрова, Л. Есть очевидцы… / Л. Юрова  // Сибиряк. – 2007. – 30 мая. – С. 3.
  8. Юрова, Л. Под грифом «Секретно…»  / Л. Юрова //Сибиряк. —  2009. – 19 июня. – С.3.
  9. Юрова, Л. У поиска нет границ  /  Л. Юрова // Сибиряк. – 2008. – 23 апр. – С. 3.